Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Пассия с архиереем
« НазадПриход Вознесения Господня вечером воскресного дня встретил правящего архиерея. Заключительную Пассию в этом году Владыка совершил именно здесь - в городе Корсакове.
Проникновенное умилительное пение хора малого состава кафедрального собора Рождества Христова, сменилось не менее проникновенной проповедью архиепископа, которую приводим без сокращений.
- Читая акафист Страстям Господним, думаешь, о чем ещё можно сказать глубже, чем написано это уникальное церковное произведение? Наверное, только рассказать, что такое крестная казнь. Эту казнь повторили фашисты в концлагерях, чтобы понять, какою смертью умирает человек на кресте. Теоретически понимали, практически нет.
Когда человек был прикован к древу гвоздями за руки, он, не имея точки опоры, опускался телом вниз, а на ступнях лишь маленькая опора гвоздей, которыми они прибиты. Грудина сдавливала человека, он начинал задыхаться, а потому, не взирая на боль ран, был вынужден отталкиваться от этого гвоздя, чтобы схватить полной грудью воздух.
Каратели наблюдали, как на ровно стоящих крестах качались маятники – распятые люди. Как только они останавливались – умирали от удушья. И великой благостью было, когда воины подходили, перебивали голени. В этом случае человек умирал быстро, переставая мучиться. Представляете? А так до трех суток могли мучиться люди. Вот что такое крестная смерть, не считая позора, оскорблений и унижений.
Господь шел на этот крест. Как он шел? Он шел через предательство близкого ученика Иуды. А ведь в Нем не было никакого греха. Он исцелял людей, утешал, воскрешал умерших.
Единственное, чем разочаровал Спаситель людей – Он не стал для них царем земным, за которого они приняли Его, Он не стал избавителем от ненавистной римской власти. Человек, который 5-ю хлебами накормил 5000 людей; человек, который исцеляет и воскрешает – идеальный военачальник. Так подумали люди.
А у Спасителя была другая цель – спасти человечество от порабощения адом, чтобы вечная жизнь человека могла продолжаться в тех обителях, для которых он был предназначен. Христос показать путь ко спасению через совершение основных заповедей: заповеди о любви ко Господу и заповеди о любви к ближнему. Вот о какой победе говорил Христос! О победе каждого из нас над самим собой!
Поэтому Он предал Себя добровольно на смерть, через которую возможно было искупить весь род человеческий. При этом человечество не осознало значение подвига, плевало, унижало, оскорбляло и заушало Христа.
А что на фоне этих заушений наша человеческая суета? Суета, которая завтра пролетит. Вчера мы родились, сегодня уже пенсионеры, а завтра «со святыми упокой…». Нет… Мы все равно упорно таращимся в этой жизни, обижаемся, толкаем друг друга, ненавидим и пытаемся отомстить. Мы становимся выше Бога.
Иуда предал, как он закончил – понятно, как и все предатели заканчивают – в аду. Кто был в аду и вернулся, они об этом свидетельствуют. В аду у нас был Лазарь, друг Христов. Он четверо суток был в аду, ведь до воскресения Спасителя, разрушившего врата ада, все попадали в ад.
Что такое ад? Один послушник рассказывал, как его наместник увидел в видении недавно почившего архимандрита и спрашивает у него: «Ну, ты как, отец?» «Да мне хорошо, - отвечает тот, - я только в году не вижу Господа три дня». Наместник спрашивает изумленно: «Отец, да что такое три дня?» А тот заплакал и произнес: «Ты не представляешь, как долго тянутся эти три дня…»
И вот Лазарь Четверодневный, ставшим епископом на Кипре, согласно Преданию, никогда не улыбался. Он прожил много лет, но после потрясения в аду, он никогда не улыбался. Представляете, какое глубокое потрясение было у этого человека?
Когда мы взираем на крестную смерть Спасителя, когда осознаем добровольность страданий за нас грешных, давайте в этот момент вспомним и слова святителя Игнатия Брянчанинова. Он говорил, что ни один подвижник на земле не мог не болеть физически, не мог не страдать. Чем больше благодати пребывало на том или ином подвижнике, тем больше он болел. Старцы Оптинские, например, многие просто лежали, не могли встать, и смолоду лежали, и как болели…
Самый главный дар – дар рассуждения. А он подается нам через смирение. А смирение – это видение себя - когда мы наши дела, поступки, поведение начинаем соизмерять с высотой и тяжестью мучений Христа.
Святые отцы говорят, что в раю не распятых нет, то есть, мы должны здесь распинаться – своими страстями и похотями, ломать себя. Ведь Царствие Божие нудится, берется силою. Мы не с ломом вламываемся в рай, а себя мы ломаем.
В тот самый момент, когда начинаем себя ломать, в наше сердце входит вИдение личных грехов, в сердце входит смирение, а благодать Святаго Духа открывает в наших сердцах рай. (по материалам епархиального сайта https://pravosakh.ru)